Режиссер монтажа Надежда Бокарева о том, как начать и не бояться создавать контент.

Как начать и не бояться создавать контент?


За последние 10 лет технологии скакнули вперед настолько, что огромные, тяжелые, неподвижные кинокамеры оказались практически у каждого в кармане. Сегодня каждый может стать фотографом или видеомейкером. Благодаря множеству ресурсов с обучающими видео, интервью и лайфхаками, несложно разобраться в той или иной
монтажной программе и закрыть основные технические пробелы в знаниях. Но как быть с творческой стороной процесса? Существует множество кино-теорий и
практических учебников монтажа. Но хотелось бы понять, с чего лучше начать свой путь в мир видеомейкерства.

 

С этим нам поможет Надежда Бокарева, режиссер монтажа с 8-летним опытом работы в индустрии. За свою карьеру Надя успела поработать с Comedy Club Production, телеканалом “Пятница”, участвовала в постпродакшене нескольких коротких метров, а сейчас погружена в индустрию рекламы, где уже успела смонтировать множество громких кейсов, один из которых получил серебро и бронзу на Cannes Lions (кейс Hasbro - Trivial Pursuit Hotel).

Не бойтесь рассказывать истории неправильно, бойтесь их вообще не рассказывать!

 

Все мы несколько раз в неделю занимаемся монтажем. Как? Все очень просто! Мы рассказываем истории. Это могут быть события из жизни, пересказ фильма или книги,
дискуссия на какие-либо произошедшие события или обычные анекдоты. Где-то мы сами являемся авторами, а где-то просто пересказываем. Так или иначе мы монтируем Истории могут быть как бытовыми, без морали, например то, как прошел день. А могут быть и с идеей, поворотным моментом или панчем, в случае с анекдотом. Событие за событием, слово за словом, пауза за паузой – все это влияет на то, как слушатель воспримет информацию, воспользуется ли вашим опытом или нет, примет вашу сторону в дискуссии или продолжит спор, засмеется в конце шутки или продолжит хмуро на вас смотреть. Также дела обстоят и с монтажем независимо от того, что вы монтируете, фильм, клип, рекламу или видео в TikTok. Постоянный рассказ историй поможет вам правильно расставлять акценты в монтаже, чтобы зритель улавливал суть вашей истории; следить за темпо-ритмом, чтобы зритель не заскучал и условно не переключился на другой ролик в соцсети, а лучше - удивился и рассказал об увиденном кому-то из друзей. Чем больше вы расскажете историй, чем больше допустите ошибок в обычном small talk’e, тем больше вы получите опыта как правильный рассказчик и сможете найти верные подходы и монтажные решения для того или иного типа видео роликов.

 

Наблюдайте за тем, как вы смотрите на окружающий вас мир. 

Один из основных органов чувств человека – это глаз. С его помощью мы получаем более 70% информации. Очень важно, как вы смотрите на то, что вокруг вас. Как часто вы, не моргая, заостряете взгляд на каком-то предмете или детали и почему? Обычно это происходит от желания внимательнее рассмотреть/изучить этот предмет или, возможно, насладиться его красотой. Так и режиссер монтажа фильма/ролика заостряет наше внимание на определенных предметах. А теперь давайте вспомним как часто мы моргаем и в каких ситуациях? Это происходит, когда мы меняем точку  зрения, например поворачиваем голову, наблюдая за диалогом нескольких людей или мы начинаем часто моргать в каких-то экстренных ситуациях, чтобы быстрее перефокусироваться с объекта на объект. Либо просто по причине самосохранения и защиты глаз от внешних воздействий. Склейки в монтаже зачастую и есть те самые моргания. Когда режиссеру монтажа необходимо переключить внимание зрителя с одного объекта на другой, либо перенести его в другое пространство, либо создать ощущение экстремальной ситуации, то необходимо правильно выстроить ритм повествования. Где-то удлинить кадр, где-то его раньше закончить, где-то сменить одного участника беседы на другого. Отмечайте, как вы наблюдаете окружающий мир и используйте этот опыт в монтаже.

Смотрите больше Reels и TikTok (как ни странно!)


Сегодня восприятие информации становится всё более фрагментированным. Молодые люди чаще всего получают все сведения из телефона, быстро сменяя одну новостную ленту на другую, параллельно переписываясь в нескольких месенджерах. Кусочек тут, кусочек там, чтение "по диагонали" и переключение на новый источник информации. При таком потреблении информации удержать внимание зрителя становится все сложнее и сложнее. Именно поэтому стали востребованы видео короткой формы – когда-то это были вайны, а сегодня – тиктоки и рилсы. Порой, за 15 секунд автору ролика удается рассказать больше, чем это делают режиссеры полных метров: уместить в столь короткий промежуток времени полноценную трехактную структуру. Но даже при этом, зритель часто не досматривает видео до конца. Это происходит потому, что ролик не интригует его, зритель заранее знает, чем все закончится; либо потому, что у него не происходит коннекта с главным героем ролика, нет сопереживания. Поэтому очень важно не отрицать этот мир, а все-таки хотя бы одним глазком, но подглядывать. Необходимо анализировать тренды: формы повествования, качество съемки, выбор музыкального сопровождения.
Не важно с чего вы начнете свой путь монтажера. Будь то долгие чтения трудов Эйзенштейна, или пара уроков на ютубе. Знайте: монтаж – это способ рассказать историю. Не бойтесь пробовать рассказывать, не бойтесь смотреть как это делают другие, и, главное, следите за тем, как вы получаете и воспринимаете истории!