«Обнаженные» Модильяни или о том, как французов смутила не собственная нагота.

Амедео Модильяни не заслужил успеха при жизни, умер в нищете, но влияло ли это когда-нибудь на талант?

 

Серия из нескольких десятков работ (около 30, если точнее) в жанре «ню» была создана по заказу в 1916-1917 годах и собрана на выставке, вызвавшей возмущение и даже скандал с полицией. Ни одна картина не была продана.

 

Для привлечения внимания публики несколько работ вывесили на витрину, жаль только, не учли, что напротив был полицейский участок. Несколько полотен конфисковали «за покушение на нравственность», а выставку закрыли через несколько часов.

 

В кругу художника, да и он сам, не понимали причин такой жестокой критики, ведь интерес к телесности никогда не был для Модильяни первичным. Столь чувственное изображение обнаженной натуры было действительно далеким от вульгарности.

Жан Кокто скажет об этой серии:

«Ню Модильяни кажутся всегда индивидуальными и портретными.

В этих образах сохраняется конкретно-чувственное начало, но оно "сублимировано", одухотворено, переведено на язык музыкально-текучих линий и гармоний насыщенных охристых тонов».

 

Конечно, как это часто бывает, лишь после смерти Амедео серию картин смогли оценить по достоинству.

 

И как общество, воспитанное на метафизическом восприятии тела и пропитанное пьянящей страстью, не знающей морали, смогло отречься от естества своего?