Арт-директор Любовь Рыбакова о карьере в журнальной индустрии.

Любовь Рыбакова — успешный графический дизайнер и арт-директор журнала о кино ORNAMENT. На её счету десятки проектов для крупных российских и иностранных брендов. Нашему изданию Любовь рассказала о карьере в журнальной индустрии.

Как ты пришла к графическому дизайну и арт-дирекшну?

 

Я шучу, что мой путь как графического дизайнера развивался вместе с графическим дизайном в России. Когда я оканчивала школу, эта профессия у нас только-только появилась. Ещё не было университетов, где этому обучали. А так как я с детства знала, что буду заниматься творчеством, я выбрала художественно-графический факультет. Там давали базу: рисунок, живопись, композицию, начертательную геометрию, историю дизайна и искусств. Со знаниями и навыками, которые я получила, можно было пойти и в рекламное агентство и заниматься айдентикой, и в дизайн интерьеров, и разрабатывать дизайн упаковки. Но я выбрала периодику.

 

Я всегда хотела работать в печатном журнале. Я росла на «Сексе в большом городе» и фильмах вроде «Из 13 в 30» и «Дьявол носит Прада», где журнальная индустрия была показана очень привлекательно. Поэтому после университета я устроилась графическим дизайнером в молодое, но быстро развивающееся издание о моём родном городе. Оно было небольшое, но именно там, работая в редакции, я поняла, что это на сто процентов моё.

 

Следующим важным для меня этапом стала работа в журнале InStyle (к тому моменту я уже отучилась в Британской высшей школе дизайна). Я занималась рекламными спецпроектами, сначала как графический дизайнер, а затем как продюсер. Именно тогда я научилась коммуницировать с крупными компаниями. Мы делали съёмки для брендов авто (Jaguar, Land Rover, Maserati), одежды и обуви (Uniqlo, New Balance), ювелирных изделий (HStern, Uno de 50, Pandora). Это была очень интересная работа.

 

В какой-то момент меня пригласили в Avon на должность арт-директора, где я проработала больше пяти лет.

Чем занимается арт-директор печатного издания?

 

Задачи зависят от особенностей издания. В InStyle и Avon используются фотографии, это ключевой элемент рекламных материалов. И арт-директору в этом случае нужно: придумать концепцию съёмки продукта, согласовать её с клиентом, собрать команду, проконтролировать работу на площадке и придумать, как материал будет выглядеть на страницах журнала.

ORNAMENT же — полностью иллюстрированный журнал о кино, поэтому работа строится иначе. У нас нет стандартной для всех номеров вёрстки, мы стараемся продумывать её, исходя из темы номера. Наша задача передать стиль и почерк режиссера или фильма не только за счет текстов и иллюстраций, но и благодаря самому дизайну журнала, тут в ход идут и узнаваемы шрифты, которые режиссеры применяют в своих фильмах и палитра, композиция и даже ритм верстки.

 

Как ты попала в ORNAMENT? Ведь это совсем другое направление.

 

Мне написала подруга. Говорит: «Тут девчонки хотят издавать печатный журнал о кино. Больше ничего не знаю, могу дать контакты». А так как кино и журналы — две мои большие любови, я, конечно же, взяла контакты и связалась с Марго, главным редактором. На встрече она рассказала мне об идее и планах. Это было абсолютно новое решение для периодики — сделать журнал полностью иллюстрированным. В России так никто не делал. Мне было очень интересно, и я согласилась.

Расскажи о любимых проектах.

 

Есть проект, которым я очень горжусь. Это проект с  актрисой Любовью Аксёновой, она была у нас в роли модели. Avon запускал стойкую декоративную косметику для ярких макияжей, и мы придумали такую концепцию: во время съёмок ты можешь смело посылать до 50 воздушных поцелуев, и помада не смажется, на тебя могут светить софиты, но тональный крем не потечёт. И в материал мы добавили советы от нашего визажиста. Это была очень масштабная и креативная история для каталога.

 

Ещё один, тоже делали его в Avon. Нам нужно было прорекламировать продукты для макияжа глаз, и в качестве моделей мы пригласили спортсменок. Девушка-боксёр демонстрировала продукт для бровей со слоганом «Четко держи апперкот» и это была отсылка к стойким продуктам для бровей. Лучнице мы нарисовали стрелки. Это было очень интересно.

 

В InStyle мне нравилось работать с брендами авто, потому что задачи всегда были непростые. Как, например, сделать съёмку машины? Тебе же в офис её не привезут. Как-то мы делали съёмку Jaguar на парковке «Цветного». Задача усложнялась тем, что нужно было не только показать авто во всей красе, но и тем, что это был совместный проект Jaguar и ювелирного бренда, и надо было придумать, как это всё соединить. Да ещё и на парковке торгового центра.


 

Расскажи о самом сложном проекте.

 

Это будет скорее не проект, а особенность. Самым сложным в работе были сжатые сроки. Иногда бывало так, что клиент подтверждал съёмку за два дня до ухода номера в печать. И за день нужно было придумать концепцию, согласовать её с клиентом, собрать команду, провести съёмку, согласовать выбранные кадры, сверстать, снова согласовать и отправить в печать. Бывало непросто, но мы всегда справлялись.

В какой момент ты поняла, что ты достигла успеха в профессии?

 

Впервые я почувствовала это во время работы в InStyle. Это был узнаваемый бренд. Если раньше при знакомстве с людьми я рассказывала о своей работе (а работала я в компаниях, чьи названия не были на слуху), и это не вызывало какой-то реакции, то когда я начала говорить, что работаю в журнале InStyle, я стала получала реакцию «Вау! Это так круто!». Тогда появилось ощущение, что я и правда занимаюсь чем-то классным.

 

Был ещё один показательный для меня момент. Мы делали съёмку 30 декабря с очень крутой командой. После съёмки мы стояли общались, и фотограф со стилистом сказали, что в этот день им предлагали работу над другим проектом. Но когда к ним пришёл продюсер с предложением поработать в этот день со мной, они сказали, что, конечно, выбирают проект с Любой. И вот когда крутые специалисты говорят, что они рады поработать именно с тобой, даже если это съёмка перед Новым годом, мне кажется, это огромная похвала, такое признание внутри комьюнити.

 

Есть ли разница в общении с российскими и иностранными клиентами? 

 

Да, конечно, есть свои нюансы. В России, например, ты быстро получаешь фидбэк. Тебе, как правило, прямо говорят, что что-то нравится или не нравится. Когда ты работаешь с американскими клиентами, они сначала закидывают тебя комплиментами, говорят, какой ты талантливый. Это может стать ловушкой *улыбается*. Тебе заранее кажется, что ты отлично справился с задачей. Но потом ты всё же получишь фидбэк, который может расходиться с твоими ожиданиями. Поэтому, работая с иностранными клиентами, важно помнить, что если тебя хвалят, это ещё ничего не значит, у них так строится диалог, и нужно быть готовым к комментариям и правкам.

 

То, что мне нравится в работе с иностранными клиентами, — они ценят твоё и своё время. Думаю, все дизайнеры сталкивались с ситуацией, когда клиент просит тебя сделать пять вариантов макета. И ты делаешь. Им всё это не нравится, и они просят сделать тебя ещё пять. С иностранцами иначе. Они просят две концепции. Очень глубоко погружают тебя в задачу, подробно рассказывают о продукте и целевой аудитории (на этом у них прям акцент, они очень хорошо знают своего покупателя) и дают тебе время подумать. Они лучше заложат больше времени на то, чтобы ты подумал и пришёл с уже действительно рабочими вариантами, чем с пятью, но сырыми. Скорее всего, они выберут одну концепцию и будут её дорабатывать. Так, по крайней мере, было в моём случае.

Куда по твоим наблюдениям двигается индустрия? На что обращать внимание, чтобы оставаться востребованным графическим дизайнером и арт-директором?

 

Всё так быстро меняется. Совсем недавно появился UX/UI, это направление развивается бешеными темпами. Мне кажется, чтобы оставаться востребованным специалистом, для начала важно понять, в чём ты крут, выбрать основной вектор — это может быть вёрстка, айдентика, тот же UX/UI — и развиваться в нём: читать новости, слушать специалистов, проходить курсы. Но при этом следить и за тем, что происходит в других направлениях. Там всегда есть, что почерпнуть.

 

Какие у тебя ближайшие профессиональные планы?

 

Я проходила обучение по UX/UI-дизайну, когда он появился на рынке, так как понимала, что это направление, которое сейчас востребовано. Отучилась и поняла, что это настолько не моё. Я технически могу всё это делать, но душа не лежит. А вот журналы — правда моя огромная любовь. Бывает, что человек находит какое-то дело, которое становится делом его жизни. Вот пока что периодика — дело моей жизни.