Неизмеримое богатство прошлого России осталось в работах ее талантливых умов. Нравственных и мыслящих, красивых душой и словом, бережных к своей совести и делу, которому они посвятили свою жизнь. Дмитрий Сергеевич был именно таким. По профессии — филолог и искусствовед; по чести — защитник русской культуры. Без морализма и пафоса он придавал глубокий смысл всему, к чему прикасался за годы научной деятельности.
«Облик настоящего потомственного петербургского интеллигента»
— так на первой встрече на выставке в Венеции его запомнил французский филолог и коллекционер Рене Герра, вот-вот приехавший туда в конце августа 1992 года.
Это описание уже много говорит о человеке, которого до сих называют «совестью» России.
Дмитрий Лихачев провел годы в Соловецком лагере особого назначения, пережил времена Ленинградской блокады и всегда совершенно бескомпромиссно отстаивал роль культуры в формировании человеческой нации.
От этого и весь его труд — неоценим. Как личность, как профессор, — он совершил многое, оставив это все в наследие молодым людям, которые, как он точно знал, придут после него. Но важным Дмитрий Сергеевич считал не столь оставить фундаментальные труды, не столько научные работы, — как те высокие идеалы и гордый жизненный опыт, который мог бы стать мудрым поучением для подрастающего поколения.
Так в 1985 году на книжных полках России появилась книга, адресованная молодому поколению. Книга-беседа, книга-учитель, книга-тонкая нить между юными людьми, начинающими свой долгий путь, и большим ученым XX века, получившего мировое признание за свой ум и умение видеть доброе и прекрасное даже в самых сложных испытаниях.
«Письма о добром и прекрасном» — собрание личных писем Дмитрия Сергеевича, в которых он размышляет о необходимости продолжать учиться, не прибегать к зависти и жадности, уметь сочувствовать и проявлять смелость, не боясь сделать выбор.
Прошло 35 лет с момента публикации книги — время, за которое мир сильно изменился. Но веский смысл содержания «лихачёвских писем» остался актуальным и необходим сегодня каждому из нас. В чем смысл жизни? Что такое молодость? Когда стоит обижаться? Как уметь спорить с достоинством? Душевно красивый человек — какой он на самом деле?
Ответы на эти, казалось бы, глубокие вопросы звучат из уст Дмитрия Сергеевича так легко и мудро, что за время чтения вам покажется, словно вы вместе беседуете с ним в его любимом кабинете, обставленном дубовыми полками с книгами и научными работами.
Мы не сможем пересказать вам эту книгу и считаем правильным не делать этого, давая возможность каждому из вас самостоятельно к ней прикоснуться. Но мы искренне хотим поделиться выдержками из наших любимых писем, которые нашли отклик в нашем сердце, и верим — сделают это и в вашем.
письмо шестое. цель и самооценка
Когда человек сознательно или интуитивно выбирает себе в жизни какую-то цель, жизненную задачу, он вместе с тем невольно дает себе оценку. По тому, ради чего человек живет, можно судить и о его самооценке — низкой или высокой.
Если человек ставит перед собой задачу приобрести все элементарные материальные блага, он и оценивает себя на уровне этих материальных благ: как владельца машины последней марки, как хозяина роскошной дачи, как часть своего мебельного гарнитура…
Если человек живет, чтобы приносить людям добро, облегчать их страдания при болезнях, давать людям радость, то он оценивает себя на уровне этой своей человечности. Он ставит себе цель, достойную человека.
Только жизненно необходимая цель позволяет человеку прожить свою жизнь с достоинством и получить настоящую радость. Да, радость! Подумайте: если человек ставит себе задачей увеличивать в жизни добро, приносить людям счастье, какие неудачи могут его постигнуть?
письмо тринадцатое. о воспитанности
Получить хорошее воспитание можно не только в своей семье или в школе, но и… у самого себя. Надо только знать, что такое настоящая воспитанность.
Я не берусь давать «рецепты» воспитанности, так как сам себя вовсе не считаю образцово воспитанным. Но кое-какими мыслями я хотел бы поделиться с читателями.
Я убежден, например, что настоящая воспитанность проявляется прежде всего у себя дома, в своей семье, в отношениях со своими родными.
Если мужчина на улице пропускает вперед себя незнакомую женщину (даже в автобусе!) и даже открывает ей дверь, а дома не поможет усталой жене вымыть посуду, — он невоспитанный человек.
Если со знакомыми он вежлив, а с домашними раздражается по каждому поводу, — он невоспитанный человек.
Если он не считается с характером, психологией, привычками и желаниями своих близких, — он невоспитанный человек.
Если уже во взрослом состоянии он как должное принимает помощь родителей и не замечает, что они сами уже нуждаются в помощи, — он невоспитанный человек.
Если он громко заводит радио и телевизор или просто громко разговаривает, когда кто-то дома готовит уроки или читает (пусть это будут даже его маленькие дети), — он невоспитанный человек и никогда не сделает воспитанными своих детей.
Если он любит трунить (шутить) над женой или детьми, не щадя их самолюбия, особенно при посторонних, то тут уже он (извините меня!) просто глуп.
Воспитанный человек – это тот, кто хочет и умеет считаться с другими, это тот, кому собственная вежливость не только привычна и легка, но и приятна. Это тот, кто в равной степени вежлив и со старшим и с младшим годами и по положению.
письмо четвертое. самая большая ценность — жизнь
«Вдох – выдох, выдох!»
Я слышу голос инструктора гимнастики: «Чтобы вдохнуть полной грудью, надо хорошенько выдохнуть. Учитесь прежде всего выдыхать, избавляться от „отработанного воздуха».
Жизнь — это прежде всего дыхание. «Душа», «дух»! А умер – прежде всего – «перестал дышать». Так думали исстари. «Дух вон!» — это значит «умер».
«Душно» бывает в доме, «душно» и в нравственной жизни. Хорошенько выдохнуть все мелочные заботы, всю суету будничной жизни, избавиться, стряхнуть все, что стесняет движение мысли, что давит душу, не позволяет человеку принимать жизнь, ее ценности, ее красоту.
Человек всегда должен думать о самом важном для себя и для других, сбрасывая с себя все пустые заботы. Надо быть открытым к людям, терпимым к людям, искать в них прежде всего лучшее. Умение искать и находить лучшее, просто «хорошее», «заслоненную красоту» обогащает человека духовно.
Заметить красоту в природе, в поселке, городе, улице, не говоря уже в человеке, сквозь все заслоны мелочей — это значит расширить сферу жизни, сферу того жизненного простора, в котором живет человек.