«Поглощённый созерцанием возвышенной красоты, я лицезрел её вблизи, я, можно сказать, осязал её. Я достиг уже той степени душевного напряжения, когда вызываемые искусством небесные ощущения сливаются со страстным чувством. Выйдя из Санта-Кроче, я испытал сердцебиение, то, что в Берлине называют нервным приступом: жизненные силы во мне иссякли, я едва двигался боясь упасть». — написал в своем дневнике 22 января 1817 французский писатель XIX века Мари-Анри Бейль [более известный под псевдонимом Стендаль] после посещения базилики Святого Креста во Флоренции, где захоронены многие итальянские художники, писатели и ученые эпохи Возрождения.
Сам того не подозревая, Стендаль описал психологический эффект, который спустя более 160 лет назовут «Синдромом Стендаля».
развороты книги «Рим, Неаполь и Флоренция».
В 1979 году доктор Грациелла Магерини, глава психиатрического отделения флорентийского госпиталя Санта-Мария-Нуова заметила, что некоторые путешественники находятся под таким впечатлением от искусства эпохи Возрождения, что с ними случается острое психическое расстройство, приводящее к госпитализации. В книге доктора, составленной на основе ее исследований этих случаев, были подробно описаны люди, у которых после просмотра известных картин или скульптур возникали тяжелые эмоциональные реакции, приводящие к сильному беспокойству, резкому подъёму настроения, головокружению, учащённому сердцебиению и/или психотическим эпизодам.
«Почему именно Флоренция?»
— Магерини предложила объяснение, никак не связанное с «магическим влиянием искусства». Она сказала, что Флоренция — это особый локус воздействия, потому что здесь сосредоточено искусство эпохи Возрождения, которое внешне красиво и узнаваемо, но часто содержит более темные, тревожные детали. Во Флоренции выставлено так много знаменитых шедевров, туристы стремятся втиснуть как можно больше красоты в несколько дней своего пребывания в городе. Магерини отмечает, что это может вызывать у чувствительных зрителей подсознательные реакции и воспоминания. После нескольких дней отдыха — или, что еще лучше, отъезда из Италии и возобновления нормальной жизни — пациенты обычно полностью выздоравливают.
Проанализировав более 100 подобных случаев, доктор Магерини пришла к выводу, что в группе риска находятся люди впечатлительные, образованные, понимающие ценность произведений искусства и имеющие сильно развитое и плохо контролируемое воображение. Интересно, что туристы из Северной Америки и Азии не подвержены симптомам, поскольку их культура не связана с эпохой Ренессанса, как и туристы из Италии, с детства привыкшие к высокой концентрации произведений искусства вокруг.
Бывают случаи, когда человек, страдающий синдромом Стендаля, мысленно переносится на полотно, становится участником изображённого сюжета, абсолютно теряя связь с реальностью. Часты случаи потери сознания, и даже попытки уничтожить картину.
Кстати, похожие симптомы испытывали при «столкновении» с искусством и другие известные люди, например Зигмунд Фрейд при посещении Афинского Акрополя, Федор Михайлович Достоевский при осмотре картины Ганса Гольбейна Младшего «Мертвый Христос в гробу».