Непрофессиональным взглядом заметно гендерное неравенство в мировой арт-истории. Искусство создавалось, ценилось и критиковалось мужчинами. Женщины же на протяжении многих веков были музами, верными женами и, в некоторых случаях, своего рода «менеджерами» мужчин-творцов. А художницами, в основном, становились лишь те из них, которые были готовы перечеркнуть остальные сферы своей жизни и целиком отдаться творчеству. Словом, писали картины, потому что не могли их не писать.
Недоступность академического образования, гендерные стереотипы, ограничивающие жизнь женщин в обществе- именно эти факторы и определяют столь ощутимый противовес «мужского» искусства над «женским». Американская исследовательница, Линда Нохлин, в своем эссе 1971 года "Почему не было великих художниц?", ставшим одним из ключевых в области феминистского искусства, обращается к этим проблемам.
Творческую свободу женщины стали постепенно получать только в ХХ веке., но в классическом академическом искусстве тоже были известные женские имена. С них мы и начинаем рассказывать о художницах, оставивших свой яркий след в мировой истории изобразительных искусств, в хронологическом порядке продвигаясь от эпохи позднего Ренессанса к модернистским направлениям в живописи.
Артемизия Джентилески (1593-1652/53, Италия)
Дочь в свое время почтенного художника (это во многом способствовало ее творческой карьере) с непростой судьбой, которую называют первой художницей-феминисткой.
Стилистические особенности своей живописи Артемизия наследовала у отца, который был одним из самых успешных учеников Караваджо. Контраст света и тени, особо реалистичное изображение и подлинное отражение жизни - новаторский стиль Караваджо отчетливо различим в картинах художницы.
В восемнадцатилетнем возрасте Артемизия, став жертвой изнасилования своим учителем Агостино Тасси, выиграла судебный процесс над виновником, что, безусловно, в ту эпоху было невероятной редкостью. Эта история наложила отпечаток на саму художницу и, следовательно, на ее творчество. Артемизия множество раз изображает женщин, одержавших верх над мужчинами.
В одной из самых известных ее картин «Юдифь, обезглавливающая Олоферна» (1620 г.) исследователи видят автобиографичную интерпретацию печальных событий ее жизни и заявление о мести Тасси. В отличие от аналогичной, работы Караваджо, наша героиня изобразила сюжет более жестоким и сильным с брызжущими потоками крови и яркими эмоциями на лице Юдифь.
На протяжении своей жизни Артемизия много путешествовала - работала в Риме, Флоренции, Неаполе, Лондоне; дружила с Галилео Галилеем и была знакома с Ван Эйком. Писала библейские сюжеты, портреты на заказ, жизненные сюжеты, помогала отцу с росписью королевского дворца в Гринвиче, а в 1616 году даже стала первой женщиной-членом флорентийской Академии живописного искусства.
Юдит Лейстер (1609-1660, Нидерланды)
На картинах этой голландской художницы герои счастливы, они улыбаются, поют песни, поднимают кружки с напитками. Довольно удивительно, что от ее картин не веет типичной драмой средневековья.
Отцу Юдит принадлежала пивоварня под названием «Лейстер», что с голландского переводится как «путеводная звезда». Художница выбрала это слово в качестве псевдонима и подписывала свои работы просто буквой “J” и нарисованной звездочкой. Но несмотря на эту отличительную черту, вплоть до конца 19 века, о ней практически не вспоминали - ее картины продавались под именами известных художников-мужчин - Хальса и Моленаера, ее мужа (ее персональная карьера, кстати, закончилась вскоре после замужества). Такое уж было время, когда женщины практически не имели влияния в мире искусства и продать работы, написанные мужчинами, было гораздо проще.
Но в 1892 году благодаря голландскому коллекционеру и искусствоведу, Корнелису Хофстеде де Грооту, обнаружившему на одной из картин ее монограмму под подписью Хальса, мир искусства вновь обрел наследие Юдит Лейстер. И сейчас ее картины покупаются за миллионы и входят в коллекцию Лувра, Национальной галереи в Лондоне и Рейксмузеума в Амстердаме.
Софонисба Ангвиссола (1532-1625, Италия)
Нам не просто прочитать правильно с первого раза, но даже по меркам 16 века это имя звучало странно. Но, напомним, была эпоха все таки позднего, но Возрождения (интереса в античному искусству) и отец художницы, возможно, отдавая дань моде, назвал детей именами, вдохновленными античными героями - одна из них карфагенская аристократка Софонисба, прославившейся трагической историей любви. Его взгляды вообще были отличными от многих современников - он решил дать шести дочерям и единственному сыну художественное образование. Но самой известной стала Софонисба. Отец просил Микеланджело выслать свои работы, чтобы дочь смогла по ним учиться, мастер согласился и даже давал советы молодой художнице. Он предложил ей изобразить неожиданную боль - так родилась картина «Мальчик, укушенный крабом».
Она стала мастером семейного портрета - ей удавалось передавать выражение лица и характер каждого героя. В двадцатисемилетнем возрасте Софонисба была приглашена к испанскому королевскому двору Филиппа II в качестве фрейлины молодой жены (называться придворным художником женщина не могла). Но этот факт говорит о незаурядном таланте, позволившим ей творить наравне с мужчинами. Ангвиссола прожила там больше десяти лет, писала портреты членов королевской семьи, придворных аристократов, получила пожизненную пенсию и даже вышла замуж при содействии короля. Но вскоре после переезда с мужем в родную для него Флоренцию овдовела и решила вернуться к себе домой.
И, как говорят, возвращаясь домой, встретила второго мужа, Орацио Ломеллини, капитана корабля и дворянина, с которым они прожили 45 лет в большой любви. Софонисба писала до своей старости - появилось время не только на портретные заказы, но и на религиозные сюжеты. К сожалению, многие ее работы не уцелели при пожаре в испанском дворце, но до нашего времени уцелело около полусотни.
Мэри Бил (1633-1699, Великобритания)
Эта женщина считается первой художницей и, кроме того, лучшим портретистом 17 века в Великобритании. Мэри с помощью своего творчества зарабатывала большую часть доходов семьи - у нее было множество заказов, а муж был своего рода менеджером художницы и помогал заниматься организационными вопросами - смешивал краски, вел учет бюджета.